Читательская грамотность

 





«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

 МБДОУ " Яйский детский сад "Ромашка"

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

     Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

   Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.

 

В связи с этим, было решено привлечь детей к чтению художественной литературы.

 Перед собой поставили задачи по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста:

- изучить педагогическую литературу, интернет-ресурсы по теме;

- прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;

- повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;

- обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;

 

В своей работе по данному направлению использовали такие приемы как литературные викторины, досуги, конкурс чтецов, книжные выставки, работа в уголке книги (ремонт книг), выставка рисунков по прочитанным сказкам, пантомима.

 

В приемной групп созданы  уголки для родителей «Читаем дома»,

 где  родители , могут найти буклеты, памятки по воспитанию читательской грамотности.

 

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать о книге и помогать при анализе произведения.

«Читайте! И пусть в вашей жизни

не будет ни одного дня, когда бы

 вы не прочли хоть одной новой

страницы из книги!»



Приемы игровой технологии для развития читательской грамотности 

Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:

В нашем детском саду " Ромашка" мы используем 

Прием «Мим-театр».


Необходимо изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения. Делать это может педагог или воспитанник. Вся группа при этом отгадывает.

Прием «Крестики-нолики». 

    

0

0

0

 

 

Х

Х

Х

Х

Х




Проводить работу нужно в парах: один ученик – «крестик», а другой –нолик.

Прочитав новое произведение воспитанникам задают вопросы. Если

он прав, то ставит в игровое поле соответствующий ему знак – нолик или крестик. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков. 

Прием «Древо мудрости». 


Сначала педагог читает текст произведения.

Затем задает вопрос по тексту, (правильные ответы крепятся в виде иллюстраций к нарисованному дереву). Воспитанники по очереди подходят к дереву, срывают иллюстрацию и отвечают на вопрос вслух. 



Реклама книги
Среди новых форм продвижения книги и чтения в последнее время

активно используются буктрейлеры.

Они популярны среди издателей, в книжной торговле, библиотечной сфере. Это небольшие видеоролики, рассказывающие в произвольной форме о какой-либо книге,

визуализирующие её содержание. Цель таких видеоминиатюр – привлечение внимания к литературным произведениям.

В нашем детском саду "Ромашка" мы так же решили использовать эту форму  в рекламе энциклопедий. Ролик был размещен на сайте сада  с целью рассказать о энциклопедии, вдохновить  родителей и детей  на приобретения и прочтения этих книг.

              Ссылка на видеоролик   Реклама энциклопедии




            Мим-пантомима

Пантомима -искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а жестами.
Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения.
Педагоги Яйского сада «Ромашка» с интересом примерили на себя роль мима.В начале изучили литературу по данной теме: задачи, средства, методы работы.
Выбрали тему постановки, распределили роли и приступили к репетициям.
Каждый вложил в роль свое отношение, переживания, образы получились яркие и запоминающие.  Результатом кропотливой работы стал видеоролик Пантомима «Сердце» От данного представления все получили удовольствие и положительный опыт.
На данном этапе пантомимой занимались воспитатели, в дальнейшем мы планируем использовать полученный опыт, привлекая детей.
Ссылка на видеоролик   Пантомима "Сердце"



19 октября, в День лицеиста, в МБОУ «Анжерская школа» прошел Чемпионат по чтению вслух. Девиз чемпионата: «Мы, читающие дети, читаем лучше всех на свете».  Юные чтецы 2-4 классов показали умение читать сказки самого известного в России лицеиста А.С. Пушкина.    Учащиеся 5-9 классов читали произведения А.Т. Твардовского – стихотворение «Рассказ танкиста» и отрывок из поэмы «Василий Теркин». Пронзительно и одновременно трогательно прозвучала патриотическая тематика поэзии А.Твардовского в исполнении старшеклассников. Победителями стали Солдатенко Вадим (5 класс) и Куртина Инна (8 класс), призерами-  Марущак Анастасия (8 класс) и Данилова Дарья (8 класс). Поздравляем всех участников чемпионата с прекрасным начинанием и надеемся, что праздник станет традиционным.





15 ноября в МБОУ "Анжерская СОШ" состоялось общешкольное родительское собрание, на котором обсудили важные аспекты функциональной грамотности. Учитель  Игнатова Татьяна Александровна ознакомила родительскую общественность с основными направлениями функциональной грамотности. Особо отметила важность читательской грамотности школьников для успешного освоения школьных наук.




В рамках реализации муниципального проекта «Школа функциональной грамотности» 17 ноября в МБОУ «Анжерская СОШ» прошли мероприятия по формированию читательской грамотности. Первоклассники составляли рассказ по картинкам. В гости к ребятам 2 класса пришел сказочный герой и с удовольствием послушал сказку С.Я. Маршака «Глупый мышонок" в исполнении ребят. Русскую народную сказку «Гуси-лебеди» талантливо инсценировали ученики 3 класса. Яркие костюмы учеников 4 класса создали волшебную атмосферу во время чтения по ролям сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». Ученики 5 и 6 класса читали поучительную сказку Л. Устинова «Как совесть хозяина искала». Старшеклассники читали по ролям пьесу Д. Фонвизина «Недоросль». Выбрали самый интересный момент- экзамен Митрофанушки. Праздник чтения по ролям удался на славу!






Да здравствует книга!
Да здравствует книга! Под таким девизом проходила читательская конференция «Реклама любимой книги» в МБОУ «Анжерская СОШ». Школьники 1-9 классов в оригинальной форме представили свои любимые произведения: русские народные и авторские сказки, произведения отечественных и зарубежных писателей. Учащиеся 2 класса создали буктрейлер по сказке А.Волкова «Волшебник изумрудного города». Участники смогли всех увлечь интересными рассказами о своих любимых книгах. Мы очень надеемся, что в каждом доме теперь появятся книжные шкафы или полки с любимыми книгами!






ссылка на буктрейлер:

    Заседание методического совета по теме "Итоги реализации  муниципального проекта организационно-содержательной модели муниципального центра «Школа функциональной грамотности по направлению «Читательская грамотность» в МБОУ "Анжерская ООШ" прошло в 26 апреля в форме питч-сессии. Педагоги школы поделились опытом работы по направлению. Приемы формирования функциональной грамотности, в том числе читательской, стали основой для создания сборника "Приемы формирования функциональной грамотности школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

19 октября в МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»  впервые прошёл Чемпионат по чтению вслух в рамках проекта Читательская грамотность. В первом раунде обучающиеся показали правильность чтения знакомого текста. Жюри оценивало каждого чтеца по 5-и бальной системе за технику и артистизм. Во втором раунде ребята читали незнакомые отрывки из текстов на время. По итогам двух раундов определились лучшие чтецы. На линейке ребятам вручили Дипломы победителей и Почётные грамоты. Все участники Чемпионата получили Сертификаты и сладкие призы.










Чтение помогает  не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность, развивает воображение, память. 17 ноября в МБОУ "Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки" прошло мероприятие, которое так и называлось "Чтение по ролям". Обучающиеся начальных  классов в ходе проведенного мероприятия знакомились с различными произведениями. Такой вид чтения позволяет легко и точно выражать мысли, работать над выразительностью голоса, интонацией, техникой чтения. Обучающимся 5-9классов для чтения были предложены произведения Н. Носова, А. С. Пушкина, И. А. Крылова. Ребята с увлечением и интересом примеряли на себя новые роли.













Увлекательным было мероприятие «Живая классика», которое прошло в МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки» среди обучающихся 2-9 классов. Ребята показали актерское мастерство, знание текста, умение играть на публике.








МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»

    Использование методики «Реклама книги» привлекает внимание к книге. К проблеме формирования читательских интересов.

   В рекламе и продвижении книжки, особенно художественной,  существует тандем двух понятий – «имя автора» и «название книги». Чем больше известно имя автора – тем лучше продаются его книжки. Поэтому рекламировать нужно и саму книжку, и имя автора.

Ссылки на рекламу книг:

https://disk.yandex.ru/i/pUuu_orRggiqOA 

https://disk.yandex.ru/d/XFt134tPxkU_Rg



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»

 

 

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

 

       Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. Каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в рациональной форме.

    Задания из раздела «Читательская грамотность» научат быть вдумчивым читателем, понимать чувства героев прочитанных произведений, рассуждать о том, чему могут научить книги и стать по-настоящему грамотным человеком.

    Коллеги нашей школы поделились приемами формирования читательской грамотности.

   Ссылка:

        https://disk.yandex.ru/i/dqLTg2QWfkLplg  


Комментариев нет:

Отправить комментарий