«Формирование читательской грамотности у
детей дошкольного возраста»
МБДОУ " Яйский детский сад "Ромашка"
Одной
из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век
информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.
Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и
компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой
литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим
читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не
значащим эпизодом в его жизни.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда
этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого
процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с
последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам
ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
В связи с
этим, было решено привлечь детей к чтению художественной литературы.
Перед
собой поставили задачи по формированию читательской грамотности у детей
дошкольного возраста:
- изучить
педагогическую литературу, интернет-ресурсы по теме;
- прививать
интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению
детских книг;
- повысить
компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего
чтения;
- обновить
традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по
формированию читательской грамотности у детей;
В своей работе
по данному направлению использовали такие приемы как литературные викторины,
досуги, конкурс чтецов, книжные выставки, работа
в уголке книги (ремонт книг), выставка рисунков
по прочитанным сказкам, пантомима.
В приемной групп созданы уголки для родителей «Читаем дома»,
где родители ,
могут найти буклеты, памятки по воспитанию читательской грамотности.
Чтобы
воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни
человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь
интересно беседовать о книге и помогать при анализе произведения.
«Читайте! И пусть в вашей жизни
не будет ни одного дня, когда бы
вы не прочли хоть одной новой
страницы из книги!»
Приемы игровой технологии для развития читательской грамотности
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
В нашем детском саду " Ромашка" мы используем
Прием «Мим-театр».
Необходимо изобразить мимикой и жестами одного из героев
произведения. Делать это может педагог или воспитанник. Вся группа при этом
отгадывает.
Прием «Крестики-нолики».
0 |
0 |
0 |
|
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Проводить работу нужно в парах: один ученик –
«крестик», а другой –нолик.
Прочитав новое произведение воспитанникам задают вопросы.
Если
он прав, то ставит в игровое поле соответствующий ему знак –
нолик или крестик. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
Прием «Древо мудрости».
Сначала педагог читает текст произведения.
Затем задает вопрос по тексту, (правильные ответы крепятся в
виде иллюстраций к нарисованному дереву). Воспитанники по очереди подходят к
дереву, срывают иллюстрацию и отвечают на вопрос вслух.
активно используются буктрейлеры.
Они популярны среди издателей, в книжной торговле,
библиотечной сфере. Это небольшие видеоролики, рассказывающие в произвольной
форме о какой-либо книге,
визуализирующие её содержание. Цель таких видеоминиатюр –
привлечение внимания к литературным произведениям.
В нашем детском саду "Ромашка" мы так же решили использовать эту
форму в рекламе энциклопедий. Ролик был
размещен на сайте сада с целью
рассказать о энциклопедии, вдохновить родителей и детей на приобретения и прочтения этих книг.
Ссылка на видеоролик Реклама энциклопедии
Педагоги Яйского сада «Ромашка» с интересом примерили на себя роль мима.В начале изучили литературу по данной теме: задачи, средства, методы работы.
Выбрали тему постановки, распределили роли и приступили к репетициям.
Каждый вложил в роль свое отношение, переживания, образы получились яркие и запоминающие. Результатом кропотливой работы стал видеоролик Пантомима «Сердце» От данного представления все получили удовольствие и положительный опыт.
На данном этапе пантомимой занимались воспитатели, в дальнейшем мы планируем использовать полученный опыт, привлекая детей.
Ссылка на видеоролик Пантомима "Сердце"
19 октября, в День
лицеиста, в МБОУ «Анжерская школа» прошел Чемпионат по чтению вслух. Девиз
чемпионата: «Мы, читающие дети, читаем лучше всех на свете». Юные чтецы 2-4 классов показали умение читать
сказки самого известного в России лицеиста А.С. Пушкина. Учащиеся 5-9 классов читали произведения А.Т.
Твардовского – стихотворение «Рассказ танкиста» и отрывок из поэмы «Василий
Теркин». Пронзительно и одновременно трогательно прозвучала патриотическая
тематика поэзии А.Твардовского в исполнении старшеклассников. Победителями
стали Солдатенко Вадим (5 класс) и Куртина Инна (8 класс), призерами- Марущак Анастасия (8 класс) и Данилова Дарья
(8 класс). Поздравляем всех участников чемпионата с прекрасным начинанием и
надеемся, что праздник станет традиционным.
15 ноября в МБОУ "Анжерская СОШ" состоялось общешкольное родительское собрание, на котором обсудили важные аспекты функциональной грамотности. Учитель Игнатова Татьяна Александровна ознакомила родительскую общественность с основными направлениями функциональной грамотности. Особо отметила важность читательской грамотности школьников для успешного освоения школьных наук.
В рамках реализации
муниципального проекта «Школа функциональной грамотности» 17 ноября в МБОУ
«Анжерская СОШ» прошли мероприятия по формированию читательской грамотности. Первоклассники
составляли рассказ по картинкам. В гости к ребятам 2 класса пришел сказочный герой
и с удовольствием послушал сказку С.Я. Маршака «Глупый мышонок" в
исполнении ребят. Русскую народную сказку «Гуси-лебеди» талантливо
инсценировали ученики 3 класса. Яркие костюмы учеников 4 класса создали волшебную
атмосферу во время чтения по ролям сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». Ученики
5 и 6 класса читали поучительную сказку Л. Устинова «Как совесть хозяина
искала». Старшеклассники читали по ролям пьесу Д. Фонвизина «Недоросль».
Выбрали самый интересный момент- экзамен Митрофанушки. Праздник чтения по ролям
удался на славу!
Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность, развивает воображение, память. 17 ноября в МБОУ "Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки" прошло мероприятие, которое так и называлось "Чтение по ролям". Обучающиеся начальных классов в ходе проведенного мероприятия знакомились с различными произведениями. Такой вид чтения позволяет легко и точно выражать мысли, работать над выразительностью голоса, интонацией, техникой чтения. Обучающимся 5-9классов для чтения были предложены произведения Н. Носова, А. С. Пушкина, И. А. Крылова. Ребята с увлечением и интересом примеряли на себя новые роли.
Увлекательным было мероприятие «Живая классика»,
которое прошло в МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого –
педагогической поддержки» среди обучающихся 2-9 классов. Ребята показали
актерское мастерство, знание текста, умение играть на публике.
МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат
психолого-педагогической поддержки»
Использование
методики «Реклама книги» привлекает внимание к книге. К проблеме формирования
читательских интересов.
В рекламе и
продвижении книжки, особенно художественной,
существует тандем двух понятий – «имя автора» и «название книги». Чем больше
известно имя автора – тем лучше продаются его книжки. Поэтому рекламировать
нужно и саму книжку, и имя автора.
Ссылки на рекламу книг:
https://disk.yandex.ru/i/pUuu_orRggiqOA
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Яйская общеобразовательная
школа-интернат психолого-педагогической поддержки»
“Неграмотным человеком
завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не
научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
Функциональная
грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать,
обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников.
Каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации,
и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные
навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование
и применение информации в рациональной форме.
Задания
из раздела «Читательская грамотность» научат быть вдумчивым читателем, понимать
чувства героев прочитанных произведений, рассуждать о том, чему могут научить
книги и стать по-настоящему грамотным человеком.
Коллеги
нашей школы поделились приемами формирования читательской грамотности.
Ссылка:
Комментариев нет:
Отправить комментарий